Schwerer Kampfwagen A7V
После того, как 15 сентября 1916 года британцы ввели в бой танки, командование Германской армии сразу-же потребовало свой собственный "наземный корабль". Германский генштаб назначил коммисию, состоящую из экспертов, представляющих ведущие инженерные компании. Йозеф Вольмер был выбран для создания германского танка, позже получившего известность как Schwerer Kampfwagen A7V.
Снабженный двумя двигателями Даймлер, танк был продемонстрирован в весеннем наступлении 1917 года. В дополнение к шести водоохлаждаемым пулеметам, танк имел 5.7см. пулемет на передней панели. Несмотря на некоторые особенности, такие как улучшенные гусеницы и толстую броню, делавшие танк лучше по сравнению с британским современником, A7V был менее успешным на поле боя из-за невысокой механической надежности и проблемах при пересечении вражеских траншей.
Было заказано 100 машин. К октябрю 1917 г. было изготовлено 20 танков.
Танк A7V | ||
Длина | 8 м. | |
Высота | 3,5 м. | |
Ширина | 3,2 м. | |
броня | 10-30 мм. | |
Максимальная скорость | 9 км/ч | |
Масса | 32,5 тонн. | |
Вооружение | 57 мм. пушка + 6 пулеметов MG08/15 калибром 7,92 | |
Двигатели | 2 бензиновых Daimler мощностью 75 kW | |
Экипаж | 18 человека |
К-Wagen (Kolossal)
В мае 1918 года итальянский офицер, апологет военной авиации Дж. Дуэ задумал обнародовать свои взгляды в форме фантастического романа "Крылатая победа". В книге он "снабдил" Германию двумя тысячами "колоссальных танков Круппа по 4000 т (!) весом, с 6 дизелями по 3000 л.с. (из них 2 запасных), со скоростью 4 км/ч, разбрызгивающих на площади полукруга радиусом в 100 м. зажигательную жидкость, ...экипаж - всего 2 человека". Такие монстры понадобились Дуэ исключительно для того, чтобы оттенить мощь предлагаемой им "межсоюзнической воздушной армии", сокрушающей в романе германскую и австрийскую армии ударами по тыловым коммуникациям. Разумеется, на самом деле подобных чудовищ в Германии строить не собирались, однако идея "подвижной крепости" все же нашла свое крайнее выражение в виде первого воплощенного в металл сверхтяжелого танка.
Уже в конце марта 1917 года Ставка Главного командования выдала требования на "сверхтанк" весом до 150 т. Фольмер получил от Инспекции автомобильных войск соответствующее задание. Военное министерство утвердило проект "К-Wagen" (Kolossal-Wagen или просто Kolossal) 28 июня 1917 года. Предполагалось, что танк будет иметь 30-мм броню, две или четыре пушки калибра 50 - 77 мм, четыре пулемета, два огнемета, экипаж 18 человек, два двигателя по 200 - 300 л.с., сможет преодолевать ров шириной до 4 м. На разработку проекта и создание первого образца отвели год, но Ставка Главного командования сократила этот срок до восьми месяцев. Программа выглядела солидно - постройка 100 танков при первоначальном заказе на 10. Расчетная стоимость одной такой машины не менее 500 тыс. рейхсмарок. Перед конструкторами стояла сложная задача - большинство узлов и деталей приходилось разрабатывать заново.
Схему танка "К" в целом заимствовали у англичан: гусеницы охватывали корпус, а вооружение 4 пушки и пулеметы - устанавливалось в широких спонсонах и в бортовых амбразурах. Однако взаимное расположение отделений было аналогично A7VU: отделения управления и боевое - впереди, моторно-трансмиссионное - позади. При этом боевое отделение без спонсонов и моторно-трансмиссионное занимали примерно равный объем корпуса. Экипаж вновь оказался рекордным - 22 человека.
В отделении управления помещались два водителя. На крыше танка в передней части монтировалась цилиндрическая рубка управления (башенка) со смотровыми щелями по периметру и люком в крыше. Рубка предназначалась для командира танка и артиллерийского офицера.
Корпус танка собирался из больших катаных листов, крепившихся к каркасу заклепками и болтами. Съемные спонсоны имели сложную в плане форму. В скошенных передней и задней стенках уширенной части спонсона имелись орудийные амбразуры, в которые устанавливалась 77-мм капонирная пушка с полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Слева от ограждения находилось сиденье наводчика. Для наводки он пользовался телескопическим прицелом и соосными маховиками. В передней стенке спонсона у угла располагалась установка пулемета MG.08. Такие же пулеметные установки имелись в узкой задней части спонсона, в бортах и лобовом листе отделения управления. Огонь из задних пулеметов должны были вести механики, основной обязанностью которых являлось наблюдение за состоянием двигателя и трансмиссии. Установка вооружения отвечала все тому же требованию кругового обстрела - в любом направлении танк "К" мог сосредоточить огонь примерно равной плотности. На крыше спонсонов имелись вентиляционные решетки.
Уже проектный вес танка заставил искать более мощные двигатели. Для моторной группы выбрали два мотора "Даймлер" по 650 л.с. Выхлопные трубы с глушителями и радиаторы выводились на крышу в задней части корпуса. Запас бензина составлял 3000 литров. Оригинальностью конструкции отличалась ходовая часть: катки с ребордами по типу железнодорожных крепились не к корпусу танка, а к тракам гусениц. Корпус по бокам был охвачен рельсовыми направляющими, по которым и "обкатывались" гусеницы. Траки собирались с помощью болтов и заклепок. Ведущее колесо - заднего расположения. Верхние ветви гусениц с передними и задними нисходящими ветвями прикрывались бронекрышей, переходившей в изогнутые бронеэкраны.
Планировалось оснастить танк средствами связи - место для радиста отвели перед двигательным отсеком. Для перевозки по железной дороге "К" мог разбираться на 15 - 20 частей. Как предполагалось осуществлять боевое применение таких колоссов, понять довольно трудно. Очевидно, командование верило в возможность прорвать в нескольких местах фронт союзников (вспомним фантастическую "машину кайзера") с помощью подвижных крепостей - идея, возникавшая в те годы во всех воюющих странах. Однако уже 18 октября 1917 года Опытное отделение Инспекции автомобильных войск признало, что танк типа "К" пригоден только для позиционной войны. По вооружению "К" представлял собой артиллерийскую и пулеметную батареи, установленные в одном "подвижном форте". Большое мертвое пространство в поле обзора из рубки управления было терпимо только для "позиционного" танка.
Контракт на постройку пяти экземпляров "К" заключили с шарикоподшипниковым заводом "Рибе" в Берлин-Вайсензее, на пять других - с "Вагонфабрик Вегман" в Касселе. Постройку танков начали в апреле 1918-го. К концу войны на "Рибе" почти достроили один танк, для второго были готовы бронекорпус и комплект основных агрегатов и узлов, кроме двигателей. После поражения немцев и заключения Версальского мира все это пошло на слом.
Заметим, что спустя четверть века в Германии снова были построены два самых тяжелых танка - 180-тонные "Маус", также не принявшие участия ни в одном бою. Любопытно, что в обе мировые войны, уже после перелома хода событий не в свою пользу, немецкое военное руководство выдавало задания и выделяло ресурсы на "сверхтанки". Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд оригинальных идей и решений, и оба раза колоссы оказывались в роли мертворожденного дитя.
Танк K-Wagen (Kolossal) | |
Боевая масса, т | 150 |
Экипаж, чел. | 22 |
Высота, м | 3,3 (2,9 по крыше) |
Длина, м | 12,8 |
Ширина, м | 5,9 (3,1 без спонсонов) |
Клиренс, м | 0,39 |
Толщина брони, мм: | 30 |
Вооружение: | орудия 4x77-мм |
Боекомплект | патронов 8000 |
Двигатель | "Даймлер", карбюраторный, 6 цилиндров, жидкостное охлаждение |
Мощность, л.с. | 2x650 |
Максимальная скорость, км/ч | 7,5 |
Танк SCHNEIDER CA-1
Сами французы считают эту машину родоначальником собственного танкостроения и, несмотря на множество конструктивных недостатков, по заявлениям историков этой страны, в ходе кампании 1914 - 1918 г. танк "Шнейдер" проявил себя как "надежная и незаменимая машина".
Идею его создания приписывают генералу Этьену - основателю французских бронетанковых войск, который на основании указаний Генерального Штаба от 20 декабря 1915 г. встретился с представителем оружейного концерна "Шнейдер - Ле Крезо" инженером Брийе и изложил ему концепцию требований к будущей боевой машине. К 22 декабря общий проект был готов, а уже 31 января 1916 г. последовал заказ на 400 подобных машин.
Длина танка - 6 м, ширина - 2,5 м, высота 2,39 м, вес со снаряжением и боезапасом 13,5 т. Защиту экипажа обеспечивала 11-м м броня, усиленная в передней и боковой частях дополнительным 8-мм листом, благодаря чему обеспечивалась полная защита от пуль и осколков. Водитель находился в передней правой части отсека, между силовой установкой и пушкой; шарнирная заслонка и три смотровые щели позволяли ему вести фронтальное наблюдение. По бокам находился откидной капот, позволяющий водителю выбраться из танка через крышу.
Первая машина была готова 8 сентября 1916 г., однако первое подразделение штурмовых машин сформировали только в начале декабря 1916 г., а к марту 1917 г. войска получили уже 208 машин модификации СА1 (char d`assaut штурмовой танк 1). По опыту боев с 5 мая 1917 г. танки этого типа отзываются с фронта для модернизации. Было усилено бронирование бортов путем наложения 5,5-мм бронелистов, а также днища танка. Конструктивные изменения коснулись также топливных баков, которые первоначально располагались в передней части танка. Они были перенесены в кормовую часть, по обеим сторонам от дверцы, где броня была более толстой.
Впервые французы использовали свои танки в ходе апрельского наступления союзников на Западном фронте (операция Нивеля 1917 г.) с целью решительного разгрома германских армий. К операции привлекались 132 машины типа "Шнейдер" СА1 под командованием майоров Боссю и Шобэ.
План наступления 16 апреля 1917 г. на Шменде-Дам впервые предусматривал боевое использование штурмовых танков, естественно силами имеющихся 132 боевых машин. Они подразделялись на две группы, каждая из которых получила название в честь своего командира:
- группа майора Боссю, в составе 2, 4, 5, 6-го и 9-го дивизионов танков "Шнейдер";
- группа майора Шобэ, в составе 3, 7-го и 8-го дивизионов.
16 апреля группа Боссю должна была атаковать противника в направлении междуречья Ла Мьет и Лэн, с целью прорвать вторую линию немецкой обороны со стороны Жювенкур. Группа Шобэ, с запада от Ла Мьет, должна была двигаться в направлении Жювенкур.
Темп продвижения боевых машин был невелик даже до достижения первой линии обороны, поскольку на пути продвижения танков помехой стали свои обозы и пехотинцы. Хуже того, при пересечении танками моста через реку Ла Мьет они были замечены наблюдателями немецкой тяжелой артиллерии, и по ним открыли огонь.
Таким образом, если переход первой линии французской обороны прошел беспрепятственно, то на втором рубеже ситуация меняется коренным образом при достижении передовых рубежей немецкой обороны: во французских документах ширина траншей характеризуется как "ошеломляющая", поскольку местами она доходила до 5 м. Для обеспечения прохода 154-й пехотный полк потратил 45 мин, в течение которых танки были вынуждены рассредоточиться по полю боя, чтобы избежать значительных потерь от ударов артиллерии противника.
Наконец танки начали продвижение и в 11 ч достигли второй линии немецкой обороны. Сопротивление было сломлено незначительными силами 151-го пехотного полка, численный состав которого был недостаточен для оборудования местности для прохождения танков, поэтому экипажам пришлось спешиваться и проводить земляные работы. Во время боя майор Боссю погиб в горящем танке, который взорвался от попадания снаряда в топливный бак.
Начиная с 12 ч дня, координация действий между танками и пехотой была нарушена, поскольку пехота была буквально разметена огнем противника. Таким образом, уже без поддержки, танки продолжили свое продвижение к третьему рубежу немецкой обороны. Потери французов были огромны:
Из 82 танков "Шнейдер" группы Боссю 32 были уничтожены в районе обороны противника и 12 на рубежах обороны французов.
В расположении 10-й пехотной дивизии опыт штурма пятьюдесятью танками из группы Шобэ оказался еще более печален, поскольку ни один танк "Шнейдер" не смог преодолеть первую линию немецкой обороны, главным образом из-за характера местности, затруднявшей продвижение танков. 32 танка были подбиты, из них 26 поражены огнем артиллерии и сгорели.
Несмотря на это двойное поражение, французский генеральный штаб не отказался от применения танков на поле боя. В этом есть и немалая заслуга нескольких машин из группы майора Боссю, которые "в гордом одиночестве прошествовали на пять километров в глубину немецкой обороны". После апрельской атаки, в течение 1917 г. танки использовались в боевых действиях лишь два раза - 5 мая и 23 октября.
Штурмовой танк SCHNEIDER CA-1. | ||
Длина | 6,32 м | |
Высота | 2,3 м. | |
Ширина | 2,05 м. | |
Вооружение | 75 мм. пушка Blockhaus Schneider + 2 пулемета Hotchkiss 1914 года. | |
Максимальная скорость | 8 км/ч | |
Масса | 13,5 тонн. | |
Двигатель | бензиновый "Пежо", или "Шнейдер" 65 л.с. (45 кВт.) | |
Броня | 11 мм. | |
Экипаж | 6 человека |
Renault FT 17
В декабре 1915 года <отец французских танков> полковник Ж. Этьен предложил Луи Рено-известному конструктору и владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы, осуществить идею постройки легкого танка. Рено отказался от предложения Этьена, мотивируя отказ отсутствием опыта постройки подобных машин. Несмотря на это, в следующем году Рено получил заказ на разработку танка, который, по-видимому, стал детищем совместной работы Рено и Этьена. В декабре 1916 года модель танка была представлена Консультативному комитету по артиллерии специального назначения; первые прототипы последовали в феврале и марте 1917 года. Официальные испытания начались 10 апреля и закончились полным успехом. Консультативный комитет немедленно выдал заказ на 1000 машин. Все они должны были иметь 8-мм пулемет Гочкиса, но Этьен предложил вооружить часть танков 37-мм пушкой. Их компоновка (отделение управления - впереди, боевое - посередине, силовое - сзади) признана классической и широко распространена и по сей день.
Предполагалось, что завод фирмы <Рено> в Билланкуре сможет выпустить к сентябрю 750 танков; однако эта программа сразу была сорвана по ряду производственных причин, одной из которых стала нехватка брони. Броневые листы пришлось заказать в Англии, так как французские заводы смогли начать производство брони для нового танка только с октября 1917 года. Производственные проблемы предельно обострились после 20 июня, когда заказ был увеличен до 3500 машин, причем все они требовались к весне 1918 года. Пришлось привлечь к постройке другие фирмы, и в результате заказ распределился таким образом: <Рено> - 1850 танков, <Берлие> -800, <Шнейдер> -600 и <Делоне-Бельвиль> -280 танков. <Рено> смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре.
Танк имел корпус простой формы, собиравшийся на каркасе из уголков и фасонных деталей. Ходовая часть состояла из четырех тележек - одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска - блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный <хвост> на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения. Во время марша на хвосте мог располагаться полезный груз или 2-3 пехотинца. На танке был установлен карбюраторный двигатель <Рено>. Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще запасной). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, вращалась вручную. Боеукладка снарядов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения. Помимо сложной и трудоемкой при изготовлении литой башни, выпускалась клепаная, восьмигранная.
С самого начала выпуска FT-17 производился в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (<радиотанк> TSF) и огневой поддержки (<Рено> BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху и невращающейся башне. Впрочем, последним в боях поучаствовать не довелось - ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до конца войны.
Ко времени перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3177 танков <Рено>. Но общий заказ оказался значительно большим, ибо между февралем 1917-го и ноябрем 1918 года было заказано 7800 танков. Таким образом, FT-17 стал самым массовым танком первой мировой войны и вдобавок самым воюющим. За период с 31 мая по 11 ноября 1918 года они имели 3292 встречи с врагом, в ходе которых 440 машин было потеряно.
Пожалуй, самое крупное использование FT-17 после мировой войны имело место во время советско-польской войны 1920 года. Франция передала Польше танковую часть, в которой имелось 120 <Рено> (72 пушечных и 48 пулеметных). На основе этой части был сформирован 1-й польский танковый полк, подразделения которого участвовали в боях с Красной Армией под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Часть вышедших из строя танков устанавливали в железнодорожных полувагонах, которые превращались, таким образом, в импровизированные бронепоезда. Однако их эффективность оставляла желать лучшего. Потери поляков составили 19 танков, из которых 7 стали трофеями Красной Армии.
Танк Renault FT 17 | ||
Длина | 5 м. | |
Высота | 2,14 м. | |
Ширина | 1,74 м. | |
Вооружение | пулемет Hotchkiss или 37 мм пушка Puteaux | |
Максимальная скорость | 6-7 км/ч | |
Масса | 6,8 тонн. | |
Двигатель | бензиновый Renault мощностью 26 kW | |
Броня | 6-22 мм. | |
Экипаж | 2 человека |