Mark VIII
Первые танки, Little Willie и Mark I, разочаровали, но разработка в 1917 году двух успешных моделей, Whippet и Mark V, вселяла надежду. После того, как США присоединились к Антанте, было очевидно, что американские инженеры не останутся в стороне при разработке новых танков. Результатом совместных усилий стал танк Mark VIII, известный в США под названием Liberty.
Первые Mark VIII были готовы к лету 1918 года. Инновационным решением было отделение двигателя от отсека с командой. Уменьшился риск возгорания и количество тепла и дыма от двигателя, что делало работу танкистов более эффективной. Увеличилась бронезащита и длина танка, как следствие решения германского командования увеличить ширину траншей на Западном фронте. Танк весил 7 тонн, был 34 фута в длину и был способен пересекать траншеи шириной 15 футов. Семь танков, построенных в Глазго, Шотландия (остальные были построены во Франции и Соединенных Штатах) были оснащены двигателями Ролс-Ройс с воздушным охлаждением.
Танк Mark VIII "Liberty" | ||
Длина | 10,25 м или 13,2 м. | |
Ширина | 3,7 м. | |
Высота | 3 м. | |
Вооружение | 2 пушки + 7 пулеметов | |
Максимальная скорость | 10,5 км/ч | |
Масса | 37 тонн. | |
Двигатели | Бензиновый Ricardo (британский вариант) мощностью 300 л.с. | |
Экипаж | 12 человек |
Whippet
Танк Mark A, известный как Whippet, был представлен в 1917 году. Более быстрый, чем его педшественник, Whippet проектировался как аналог кавалерии. Этот танк был эффективен в битве при Камбре в ноябре 1917 года, когда 400 танков, выстроенных в линию, прорвали германскую оборону. Несмотря на успехи, танк был механически не надежен и уязвим при артобстрелах.
В первый бой Whippet вступил в марте 1918 под Herbetune на севере Франции. Первое серьёзное испытание танк прошел в августе 1918 в битве за Amien, где участвовали 90 Whippet. Бой показал, что идея "кавалерийского" танка мертва, как и сама кавалерия. Лошади были быстрее танков, и при серьёзном сопротивлении кавалерия вынуждена была останавливаться, и ждать подхода танков.
Whippet плохо преодолевал траншеи, но скорость 13-14 км/ч позволяла ему иногда творить чудеса. Стал легендарным прорыв "Музыкальной шкатулки" из B роты 6-ого батальона под командованием лейтенанта Арнольда. 8 августа 1918 года "Музыкальная шкатулка", обогнав медленные Mk V, разбила германскую артиллерийскую батарею, и прорвалась за германские позиции. Танк с экипажем из трёх человек одиннадцать часов терроризировал германские тылы: нападал на пехоту, конницу и транспорт. Было убито более 400 германских солдат. Топливный бак танка был пробит. Топливо загорелось, и экипаж был вынужден покинуть машину. Арнольд и стрелок Риббанс (Ribbans), остались живы и попали в плен. Механик-водитель Карней (Carney) был убит.
Танк Mark A "Whippet" | ||
Длина | 10 м. | |
Высота | 2,75 м. | |
Ширина | 2,62 м. | |
Вооружение | 3, или 4 пулемёта Hotchkiss 7,7 мм. | |
Максимальная скорость | 3-14 км/ч | |
Масса | 14,2 тонн. | |
Двигатели | Два бензиновых двигателя Tylor JB по 45 л.с. каждый | |
Броня | от 5 до 14 мм. | |
Экипаж | 3, или 4 человека |
Mark I
Созданный в конце лета 1915 года лейтенантом Вильсоном (W.G. Wilson) и Вильямом Триттоном (William Tritton) танк Little Willie обнаружил серьезные технические проблемы. Два инженера сразу-же начали разработку усовершенствованной модели. Mark I, по кличке 'Мама' (Mother), был гораздо длиннее первого танка. Центр тяжести в нем был намного ниже и дополнительная длина придавала ему устойчивость. Башни были прикреплены к бокам и несли две морские 6-ти фунтовые пушки.
После успешных испытаний в Хэтвилд парке в январе 1916 года, где танк пересек 9-ти футовую траншею глубиной 6 футов и с 6-ти футовым земляным парапетом, было решено продемонстрировать новый танк политическим и военным лидерам Великобритании. В условиях наивысшей секретности, лорд Китченер (Lord Kitchener), статс-секретарь по военным делам, Ллойд-Джордж (David Lloyd George) и Реджинальд Мак-Кена (Reginald McKenna) были приглашены в Хэтвилд парк для просмотра нового танка в действии.
Лорд Китченер был разочарован увиденным, назвав танк механической игрушкой, и сказал, что такие машины не выйграют войну. Ллойд-Джордж и Мак-Кена, не обладая никаким военным опытом, увидели будущий потенциал танков и сделали заказ на 100 машин.
Сэр Дуглас Хейг, главнокомандующий Британской армии, тоже сомневался относительно ценности танков на поле боя. Однако, после неудачной попытки прорыва германской линии обороны на Сомме, издал приказ, чтобы танки, прибывшие на западный фронт, были использованы под Флёр-Кокле (Flers-Coucelette) 15 июля 1916 года.
Из 59 танков во Франции, только 49 были признаны исправными. Из них 17 сломалось по дороге к месту сражения. Вид танков посеял панику среди германских войск и оказал огромное моральное воздействие. Полковник Джон Фуллер, начальник штаба танкового корпуса, был убежден, что эти машины могут выйграть войну, и убеждал Хейга попросить правительство дать еще 1000 танков.
Танк Mark I | ||
Длина | 4,1 м. | |
Ширина | 2,4 м. | |
Вооружение | 2 пушки | |
Максимальная скорость | 6 км/ч | |
Масса | 28 тонн. | |
Двигатели | бензиновый Foster-Daimler мощностью 105 л.с. | |
Экипаж | 8 человек |
Little Willie
Идея бронированного вездехода, обеспечивающего защиту от пулеметного огня, впервые обсуждалась армейскими офицерами в 1914 году. Два офицера, полковник Эрнст Свинтон (Ernest Swinton) и полковник Мориц Ханки (Maurice Hankey) были убеждены, что возможно разработать боевую машину, сыграющую важную роль в войне.
С началом Первой мировой войны, полковник Свинтон был послан на западный фронт чтобы посылать отчеты о ходе боевых действий. После наблюдения за первыми сражениями, где один пулеметчик мог убить тысячи пехотинцев, наступающих на вражеские траншеи, Свинтон написал, что "бензиновые тракторы на гусеничном ходу с защитными железными пластинами" способны противостоять огню пулеметов.
Предложение Свинтона было отвергнуто генералом сэром Джоном Френчем и его научными советниками. Отказавшись принять поражение, полковник Эрнст Свинтон связался с полковником Морицом Ханки, который подкинул идею сэру Уинстону Черчиллю, морскому министру Его Величества. Черчилль был поражен идеями Свинтона и в феврале 1915 года он создал комитет по "сухопутным кораблям" для разработки новой военной машины.
Комитет по "сухопутным кораблям" и комитет по изобретениям согласился с предложением Свинтона и написал спецификацию для новой машины. Она включала: максимальную скорость 4 мили в час на ровной дороге, способность к резким разворотам на полной скорости, возможность двигаться задним ходом, возможность взбираться на 5 футовый земляной парапет, способность преодалевать 8 футовую траншею, с командой 10 человек, 2 пулеметами и 2 пушками.
В конце концов, лейтенанту Вильсону (W. G. Wilson) из морской авиации и Уильяму Триттону (William Tritton) из "William Foster & Co. Ltd." была поставлена задача создания небольшого наземного корабля. Построенной в большой секретности, машине было дано кодовое имя "танк Свинтона". Первый прототип наземного корабля, названный Little Willie, был продемонстрирован Эрнсту Свинтону и комитету по "сухопутным кораблям" 11 сентября 1915 года.
Little Willie с двигателем Даймлер имел гусеницы длиной 12 футов, весил 14 тонн, управлялся командой из 3 человек и развивал максимальную скорость немногим более 3 миль в час. Скорость падала до 2 миль в час на неровной почве и что более важно, танк был не в состоянии пересекать широкие траншеи. Хотя первый опыт был неудачный, Эрнст Свинтон был убежден, что после изменений, танк позволит союзникам нанести поражение Центральным державам.
Танк Little Willie | ||
Длина | 8,1 м. | |
Высота | 3,1 м. | |
броня | 6-10 мм. | |
Максимальная скорость | 5,6 км/ч | |
Масса | 14,7 тонн. | |
Двигатели | бензиновый Foster-Daimler мощностью 78 kw | |
Экипаж | 4 или 6 человека |