Первая мировая война | Сражения | Полководцы | Оружие | Танки | О сайте

4,5 дм (114,3 мм.) гаубица обр. 1910 г.

гаубица

4,5 дм (114,3 мм.) гаубица появилась в английской армии благодаря опыту Англо-Бурской войны, который потребовал наличия в артиллерии более мощного орудия, чем полевая пушка, однако одинаковой с нею массы. Единственным орудием, могущим решить эту проблему была гаубица.

В 1909 году на испытания были представлены несколько моделей гаубиц калибра 4,5 дм., и в результате опытов и испытаний предпочтение было отдано орудию фирмы <Ковентри ордонанс воркс> (системы Виккерса), которое и было принято на вооружение под названием "4,5 дм. Гаубица Мк 1".

Гаубица имела типичную для своего времени конструкцию, несколько приближенную к немецким образцам гаубиц. Ствол 114-мм гаубицы состоял из трубы, кожуха и соединительного кольца. Затвор клиновой призматический.

Крутизна нарезов на длине 149,1 мм от начала нарезов прогрессивная, а далее постоянная. Интересным было применение в гаубице ствола с нарезами прогрессивной крутизны особого серповидного профиля, правда, в 1917 году при модернизации орудия от них отказались - обычные нарезы постоянной крутизны были значительно дешевле, притом практически не влияли на баллистику гаубицы. Эта модификация получила обозначение Мк 2.

Компрессор гидравлический, накатник пружинный. Компрессор заполнен на 4/5 глицерином и на 1/4 водой. Противооткатные устройства откатывались вместе со стволом. Длина отката переменная - cпециальный механизм осуществлял регулировку длинны отката в зависимости от угла возвышения ствола - так, при нулевом угле длинна отката составляла 400 мм, а при угле в 45 градусов - 200 мм. Эта особенность положительно влияла на эксплуатационные качества гаубицы - при максимально возможном угле возвышения исключался удар казенной части об грунт.

Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Поворотный механизм винтовой. Имелся механизм быстрого приведения ствола в положение для заряжания. Ось стальная коленчатая. Колеса деревянные.

Это весьма совершенное орудие, увы, не поспело к сроку, так как в 1914 году было произведено всего 138 гаубиц, в то время как острейший недостаток орудий навесного огня в экспедиционных силах на континенте приводил к неоправданным потерям. Армия требовала больше гаубиц, и промышленность смогла обеспечить ее необходимым количеством орудий - в период с 1914 по 1918 год было выпущено 3117 гаубиц, из них 400 в качестве военной помощи ушло в Россию.

Боеприпасы и баллистика

В шрапнели 480 пуль диаметром 13,3 мм и весом по 12,8 гр. Гильзы латунные длиной 86 мм, но встречались и длиной 74 мм. Дальность стрельбы шрапнелью 6676 м.

Тактико-технические характеристики 4,5 дм (114,3 мм.) гаубица обр. 1910 г.

Калибр

4,5 дм. (114,3 мм.)

Количество нарезов

32

Начальная скорость снаряда (макс.)

308 м/с

Дальность стрельбы

(7300 ярдов) 6675 м

Углы вертикальной наводки

-5 - +45 град.

Углы горизонтальной наводки

+3 - -3 град.

Масса орудия в боевом положении

1372 кг.

Длинна орудия

70 дюймов (1780 см.)

Вес снаряда

35 фунтов (15,88 кг.)